Белый танец зимы
Зима 2022–2023 в Москве не была морозной и не была солнечной. Только отдельные дни. Кто-то посчитал, что за всю зиму солнце светило у нас только 83 часа.
Уж если выпадал такой день — вот тогда уже тянуло на улицу. Тогда уже искрился снег, в морозы скрипел под ногами. Напоминал, что мы в России и что есть все-таки за что любить это время года, о чем скучать в жару и дождь.
Запомнилась эта зима именно снегом. Он выпал то ли в конце ноября, то ли в начале декабря. Синоптики заявили тогда, что до весны. После нескольких прошлых совсем уж теплых зим не верилось. Почти в каждый декабрь из последних 5–6 снег сходил, а если весной и было, чему таять, то это благодаря февральским и мартовским вьюгам.
Этой зимой не так. Снег лег и остался. Были теплые дни, до +4ºC, но он держался. На газонах, на тенистых склонах, в лесах и парках, во дворах, спрятавшись за домами. Лежал.
Порадовало и запомнилось, что периодически сугробы и белые покрывала газонов припорашивало свежим снежком, как пудрой. Нет, не густыми метелями, хотя и такие пару раз были. Легким долгим парением снежинок-пушинок. Если бы такое происходило в солнечные дни, картинка была бы идеально рождественской. Жаль, ни один из 83 зимних солнечных часов не попал в Москве на снегопад. Под тучами нынешней зимы мы ничего яркого, рождественского не увидели. Но снег шел. Тихонечко, упорно, час за часом. Вроде бы, какой это снегопад? Пыль! А к утру посмотришь — снова кругом чистая нетронутая белизна.
Зима как будто договорилась с дорожниками: я вас не нагружаю, вы меня не трогаете. Пару раз после сильных метелей выезжала загребущая уборочная техника, но большинство снегопадов дороги не заметали. Убирать было нечего. Слишком мало каждый раз выпадало снега, слишком быстро поток машин давил его шинами, разметал на скоростях вихрями, растапливал своими разгоряченными двигателями. Снег идет, обочины белые, а дороги чистые. Разве что мокрые. Такая она, нынешняя зима.
В моей памяти она останется в тихом порхании белых холодных пушинок, в их непредсказуемом и беспорядочном танце. Иногда совсем мелкие, иногда мощные мохнатые хлопья, но всегда невесомые, они висят в воздухе и одновременно летят во всех направлениях: и вниз, и вправо, и влево, а порой даже вверх.
Живи я в деревне, наверное, этот танец не был бы таким причудливым. Снежинки монотонно летели бы к земле под углом, подчиняясь силе тяжести и ветру. Ряд за рядом, волна за волной. В городе не так. Вихри от проносящихся машин и автобусов, сквозняки между домами, теплый воздух от стен и теплотрасс — и вот в воздухе висит беспорядочный белый рой. Почти как мошки или мотыльки летом. Но не мотыльки. Мозг понимает, что это снежинки и впечатывает в память картинку:
белые деревья,
белые крыши,
газоны
и обочины,
остатки сугробов, что пережили большие послеметельные чистки. Теперь тоже белые, чистые, пушистые.
И невесомые
снежинки
долго
танцуют
на разной высоте
прежде,
чем упасть.
Знаю, все они растают а позже высохнут или куда-то убегут с весенними ручьями. Но сегодня спасибо им за красоту, спасибо за танец, белизну и свежесть. За восторг и грусть одновременно. Аватарки прошедшей зимы.